RegionalCOM
ОЭЗ в Томске
Пути развития края
Зона отдыха - Алтай
Развитие здравоохранения Алтайского края идет по инновационно-активному сценарию

Елыкомов В. А.,
Начальник Главного управления Алтайского края
по здравоохранению и фармацевтической деятельности,
доктор медицинских наук, профессор


Охрана здоровья жителей края является приоритетом в работе Администрации Алтайского края и Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности.

В конце 2007 года в крае была принята комплексная программа «Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года», которая определила одну из стратегических задач Администрации края, органов и учреждений здравоохранения: повышение качества и доступности первичной медико-санитарной и высокотехнологической помощи, сохранение и укрепление здоровья граждан.

Назрела необходимость обеспечить развитие здравоохранения, как и края в целом, по инновационно-активному сценарию и такие предпосылки  в сфере охраны здоровья есть.

Второй по значимости является одобренная в двух чтениях краевая целевая программа «Демографическое развитие Алтайского края на 2008-2015 годы», которая содержит в себе комплекс мероприятий, направленных на предотвращение смертности от управляемых в системе здравоохранения причин, а также мероприятия направленные на охрану материнства, отцовства и детства.

В процессе разработки программы демографического развития края был предложен инновационный принцип взаимодействия секторов оказания первичной и специализированной медицинской помощи.

Внедрение кластерного подхода организации работы специализированных центров, который стал ключевым элементом Концепции развития здравоохранения края на период до 2013 года, рассмотренной  и одобренной IV съездом врачей Алтайского края, состоявшемся 2 июля 2008 года.

Свою оценку концепции дал Губернатор Александр Богданович Карлин, особо подчеркнув, что концепция – это документ, который будет обращен не только к отрасли, но и к населению, поэтому каждый ее тезис должен быть подкреплен ресурсами, увязан с концепцией социально – экономического развития региона и бюджетным процессом. 

По мнению Губернатора «Факторы организационного порядка должны быть приоритетными. Мы должны не только строить корпуса и оснащать их оборудованием, но и думать о ресурсном обеспечении, формировании диспетчерской службы. Врачи больного должны «вести», отвечая за каждый его шаг по системе здравоохранения», - подчеркнул А.Б. Карлин.

Необходимость разработки Концепции развития здравоохранения продиктована сохраняющимся неблагополучием в состоянии здоровья населения края, а так же наличием организационных и финансово-экономических проблем в функционировании системы здравоохранения, требующих безотлагательного принятия управленческих решений.

Медицинский кластер является комплексной структурой, объединяющей территориально сконцентрированные и (или) функционально взаимосвязанные учреждения, сочетающие медицинские, образовательные и исследовательские возможности для производства и продвижения в практическое здравоохранение современных конкурентоспособных видов специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи (медицинских инноваций).

На первом этапе кластер будет включать в себя медицинские и санаторные учреждения, являющиеся клиническими базами кафедр Алтайского государственного медицинского университета и медицинских колледжей для среднего медицинского персонала в т.ч. Краевая клиническая больница проектной мощностью 1200 коек, Краевой центр медицины катастроф с филиалами в гг. Бийске, Рубцовске и Славгороде; строящийся Федеральный центр высоких медицинских технологий травматологии и ортопедии (проектной мощностью до 6000 операций в год); городская больница №5 г. Барнаула мощностью 710 коек; госпиталь для ветеранов войн; санатории «Барнаульский» и «Обь».

В составе кластера будет функционировать и организуемый в настоящее время нейрососудистый центр,  первичные отделения которого будут расположены на базе МУЗ «Городская больница №5» и МУЗ «Городская больница №11» г. Барнаула по 30 коек каждое и региональный центр – на базе ГУЗ ККБ, включающий 60 – коечное неврологическое отделение для проведения интенсивной терапии и ранней нейрореабилитации больных с ОНМК, нейрохирургическое, отделение сосудистой хирургии и рентген-хирургических методов диагностики и лечения.

На следующем этапе предполагается включение в кластер поликлинических и стационарных подразделений краевого онкологического диспансера, на базе которого развернут филиал НИИ онкологии РАМН им. Н.Н. Блохина.

В медицинском кластере будут отрабатываться передовые методы диагностики и «интервенционные» технологии лечения (медицинские инновации), связанные единым технологическим процессом и обеспечиваться быстрейшее внедрение (организационные инновации) этих методов в практическое здравоохранение.

Таким образом, медицинский кластер как системное единство медицинских и организационных инноваций, является ведущим элементом всей системы здравоохранения края и, одновременно, моделью его перехода на инновационный путь развития.

В медицинском кластере должны быть реализованы два главных принципа:

  • не пациент подыскивает себе место лечения, а специализированное учреждение формирует систему поиска и отбора пациентов для адекватной медицинской помощи;
  • пациент должен не просто получать лечение, а по возможности излечиваться, в том числе за счет интеграции специалистов разного профиля из учреждений входящих в кластер, вокруг конкретного пациента.

Усилия на реализацию данных задач сочетаются с активной работой с Федеральным центром.


Впервые за последние десятки лет благодаря реализации проекта «Здоровье» отрасль получила значительные материальные и финансовые ресурсы, которые были направлены на укрепление материально – технической базы учреждений здравоохранения,  развитие первичной  медицинской помощи. Всего в рамках проекта за 2,5 года здравоохранение получило ресурсов на сумму более 3,5 млрд. рублей. Кроме того, при строительстве Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования будет дополнительно освоено 2068,7 млн. рублей  федеральных средств.

Прежде всего, реализация ПНП «Здоровье» оказала позитивное влияние на демографическую ситуацию в крае.

К уровню 2005г. (по данным I полугодия 2008г.) показатель рождаемости повысился на 12,6%, показатель общей смертности снизился на 5,4%, смертность трудоспособного снизилась на 11,2%, младенческая смертность на 13,9%, показатель естественного прироста возрос на 34,4%, и тенденция его роста продолжается.

Одним из важных результатов реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» является улучшение кадрового обеспечения первичного звена здравоохранения, повышение его профессионального уровня, укрепление участковой службы. Обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом увеличилась соответственно на 4,8% и 3,6%; коэффициент совместительства у участковых врачей снизился, в среднем по краю, с 1,25 (на начало 2006г.) до 1,06 на июль 2008 г.

В рамках реализации ПНП «Здоровье» за 2006-2007 гг. учреждения здравоохранения края получили 932 единицы диагностического оборудования на сумму 720,0 млн. рублей, диагностическое оборудование было поставлено в 119 учреждений здравоохранения. Существенно увеличился спектр выполняемых исследований, повысилась производительность, уменьшились трудозатраты, приближены, прежде всего, к сельскому населению современные диагностические методики.

Оснащение оборудованием муниципальных ЛПУ позволило снизить время ожидания диагностических исследований с 7 дней (на начало 2006г.) до 2-3 дней в первом полугодии 2008г. в городах; на селе очередность практически отсутствует.

Благодаря поставкам современного диагностического оборудования и укреплению кадрового звена здравоохранения стало возможным проведение в полном объеме диспансеризации работающих граждан. В рамках проведения диспансеризации за 2,5 года осмотрено 352 815 работающих граждан, что составляет 41,7% работающего населения Алтайского края.

Оптимизация первичной медико – санитарной помощи, оснащение оборудованием, проведение диспансеризации способствовали улучшению выявляемости заболеваний на ранних стадиях, когда существенно снижаются прямые экономические затраты на их лечение. Так, уровень выявляемости во время дополнительной диспансеризации превышает данные первичной заболеваемости: по болезням системы кровообращения – в 2,5 раза, по болезням мочеполовой системы – 3,4 раза, по болезням эндокринной системы – 4,9 раза.

Улучшилось качество оказания медицинской помощи матери и ребенку. Благодаря восстановленной системе перинатальной помощи, оптимизации первичной медико – санитарной помощи, увеличении ее доступности, увеличению охвата беременных женщин скрининговыми исследованиями с использованием ультразвуковых методов и лабораторных тестов на выявление врожденной патологии (с 66% в 2005 году до 80% в 2008 году), отмечается снижение количества рожденных детей с грубыми пороками развития в 2 раза; младенческой смертности на 3,1% до уровня 9,9 промилле, материнской смертности с 37,9 в 2005г., до 20,6 в 2008г. (на 100 тыс. родившихся живыми).

За счет проведения дополнительной иммунизации населения возросла привитость населения и снизилась заболеваемость инфекционными болезнями, управляемыми вакцинокомплексом. Так, заболеваемость острым вирусным гепатитом В по сравнению с 2005г. снизилась в 6,2 раза,  гриппом – в 2,5 раза, краснухой – в 7,9 раза.

За период реализации проекта в 2,5 раза увеличилось количество жителей Алтайского края, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь в федеральных центрах (2005г. – 529, 2007г.  – 1377, 7 месяцев 2008г. – 839).

В МУЗ «Городская больница №1» г. Барнаула оказывается высокотехнологичная медицинская помощь по федеральным квотам. На 2008г. выделено 220 квот (2006г. -  68), привлечено 23,9 млн. руб. федеральных средств.

25 июля 2008г. был сдан «нулевой» цикл Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования, поставка модулей ожидается с октября текущего года.

Данный центр позволит увеличить количество проведенных операций до 6 тыс. в год.

Функционирующий новый корпус краевого кардиологического диспансера с 5-ю операционными и набором служб, соответствующих международным стандартам, что позволило увеличить объемы кардиохирургической помощи, в том числе операций искусственным кровообращением до 600 в год. Послеоперационная летальность при операциях на сердце снизилась почти в 2 раза (с 5,2 в 2002г. до 3,0 в 2007г.), стабилизировался первичный выход на инвалидность трудоспособного населения, возврат к труду больных, перенесших аорто – коронарное шунтирование, составил 76%.

В результате реализации ПНП «Здоровье» появилась необходимость системных преобразований здравоохранения, связанных с созданием новой формы взаимоотношений между первичным звеном здравоохранения и центрами высоких медицинских технологий и специализированной медицинской помощи. Эта связка возможна путем концентрации потенциала учреждений различных форм собственности (федеральной, краевой, муниципальной, частной) для улучшения качества оказания медицинской помощи. Этому будет способствовать объединение учреждений в медицинский кластер с врачебно-диспетчерской службой края, централизацией ряда лечебно-диагностических служб и обслуживающих структур.

Центральной структурой медицинского кластера и важнейшей организационной инновацией является краевая Врачебно-Диспетчерская Служба, основная цель создания которой – реализовать профессиональное понятие «ведение больного» врачом отдельного медицинского учреждения на уровне системы здравоохранения края и обеспечить каждому конкретному пациенту доступную и качественную медицинскую помощь за счет эффективной преемственности на всех этапах ее оказания. Через Врачебно-Диспетчерскую Службу реализуется важнейший клинический принцип – «лечить не болезнь, а больного», что особенно актуально для полинозологического характера патологии населения края.

Со второго полугодия 2009 года предполагается перевод муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, на подушевой принцип финансирования. Специализированная медицинская помощь, оказываемая в краевых учреждениях здравоохранения, а также в специализированных центрах и межрайонных отделениях муниципальных учреждений, будет оплачиваться за пролеченного больного. Тарифы ОМС на оплату специализированной медицинской помощи дифференцированы в зависимости от этапа оказания помощи, сложности заболевания и степени тяжести больных. В 2008 году проведены подготовительные этапы для перехода на новую систему финансирования из средств ОМС.

Край должен начать позиционироваться не только как регион с развитым аграрным и туристско-рекреационным потенциалом, но и как территория с высокоэффективным здравоохранением, гарантирующим доступную и качественную медицинскую помощь.

Потенциал краевой медицины в будущем возрастет за счет участия в реализации федеральных целевых программ «Безопасность дорожного движения», «Сосудистая помощь» и « Служба крови».

В особом развитии нуждается служба восстановительной медицины и реабилитации, в том числе за счет использования природных факторов в гг. Белокуриха и Яровое, Завьяловском, Михайловском и других районах.

Одним из значимых предназначений данной службы явится долечивание больных после выписки из Федерального центра травматологии и ортопедии.

На новый уровень выводится профилактическая работа, пропаганда здорового образа жизни, социальная реклама соответствующей направленности. В этой сфере предполагается внедрение системы грантов, в том числе за счет средств краевого и муниципальных бюджетов.

В нагорной части г. Барнаула в районе старой краевой клинической больницы начато строительство поликлиники онкодиспансера. Также в дальнейшем запланировано строительство  современного рентгенрадиологического отделения расположенного вблизи данной поликлиники.

Запланировано ввести в эксплуатацию краевую клиническую больницу – 2-й пусковой комплекс на 270 коек.

Противотуберкулезный стационар будет построен в загородной части города, где предусмотрено и строительство и жилья для сотрудников.
 Не позднее 1 июля 2009 года запланирована сдача консультативной поликлиники ККБ.

Будет проведена реконструкция ГБ № 5 со строительством хирургического комплекса соответствующего международным стандартам.

При активном участии и поддержке Администрации Алтайского края и Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности осуществляется ввод в строй и объектов сельского здравоохранения.

9 октября 2008 года в с. Крутиха сдан больничный комплекс на 50 коек, также на 2008 год запланировано ввести в эксплуатацию акушерский корпус на 30 коек в г. Камень – на – Оби; районную поликлинику на 250 посещений в смену  в с. Ключи.

Реализация данных планов позволит обеспечить стабилизацию численности населения Алтайского края и создать условия для её роста, повысить качество жизни, увеличить ожидаемую ее продолжительность.

Все права защищены. При использовании материалов сервера - ссылка обязательна!
Информационный сервер www.regionuru.ru. Учредитель – ЗАО ИДК «Энтрон».
Cоставление, банк информации – Издательский дом корпорации «Энтрон».
E-mail: entron@ab.ru