RegionalCOM
ОЭЗ в Томске
Зона отдыха - Алтай
Новосибирск: 2030г.
Система образования Алтайского края в 2008 году

Бармин В. А.,
Зам. начальника Управления Алтайского края
по образованию и делам молодежи

2008 год – особый для системы образования Алтайского края. Это год, когда в крае одновременно впервые реализуются приоритетный национальный проект «Образование», и в его рамках ещё два проекта, право на участие в которых выиграно в серьёзнейших конкурсах федерального уровня. Это, в первую очередь, комплексный проект модернизации образования, в рамках которого в край планируется привлечь федеральные средства объёмом более 700 миллионов рублей, охватывающий все сферы общего образования и влекущий за собой важнейшие институциональные изменения в российской школе, а также краевая программа «Модернизация технологического оборудования школьных столовых в Алтайском крае» на 2008-2010 годы» с общим объемом финансирования 261 млн. рублей, позволяющая на современном уровне решать вопросы обеспечения здоровья обучающихся.

Эти и многие другие прорывные достижения в системе образования края были бы невозможны без системной долговременной работы по всем направлениям совершенствования такой важной социальной сферы, как образование. Кроме того, каждый из вышеперечисленных конкурсов был выигран не в последнюю очередь при означенном Администрацией Алтайского края серьёзном софинансирования данных проектов за счёт средств краевого бюджета (в частности, на поддержку комплексного проекта модернизации образования из регионального бюджета запланировано более 1 миллиарда рублей). Другой важной составляющей этих успехов стало введение новых механизмов управления системой образования, среди которых развитие системы образовательных округов Алтайского края, расширение общественного участия в управлении образованием, совершенствование законодательной базы образования.

Значительная по объему и содержанию законодательная работа в сфере образования проделана и в Алтайском крае. Результатом ее явилось создание законодательного поля не только для реализации нацпроекта «Образование», но и для модернизации образования в крае в целом: по всем узловым направлениям развития образования в крае разработаны и приняты в виде закона или постановления краевые целевые и ведомственные программы с финансовым обеспечением, среди которых - программы по развитию дошкольного образования и обеспечению пожарной безопасности общеобразовательных учреждений, Важными для нашего края явились принятые в декабре 2007 года изменения в Закон Алтайского края «Об образовании», определившие статус и особенности финансирования малокомплектных школ, которых в крае более 70%.

Очень существенное, определяющее влияние на развитие образования в крае оказал приоритетный национальный проект «Образование». Главным его эффектом стало значительный рост внимания власти всех уровней и общества в целом к проблемам образования.

Реализация национального проекта «Образование» в Алтайском крае в 2008 г. позволила закрепить ряд позитивных системных эффектов, запущенных нацпроектом в предыдущие годы и существенно расширить объёмы инновационно-проектной деятельности в сфере образования.

Значительно увеличились ресурсные поступления в сферу образования из всех уровней бюджета: 652,2 млн. рублей в 2006 г. (в том числе из краевого бюджета - 173,2 млн. рублей), 779,6 млн. рублей в 2007 г. (196,3 млн. рублей из краевого бюджета). В общем же расходы на образование в консолидированном бюджете края по сравнению с 2005 г. (до начала проекта) выросли более чем на треть и составили 11,1 млрд. рублей в 2008 г.

Использование Администрацией края потенциала федеральных и краевых целевых программ дало возможность продвинуться в решении застарелых проблем в части укрепления материально-технической базы учреждений образования: оснащены современными учебно-наглядными пособиями 448 учебных кабинетов, закуплены 2350 комплектов школьной мебели, более 150 интерактивных досок. Объем средств, направленных на закупку оборудования в 2006-2007 годах составил 166 млн. рублей, из них 37 млн. рублей – средства краевого бюджета.

Современное общество и скорость распространения информации создают идеальную возможность дистанционного обучения, самосовершенствования и быстрого обмена знаниями, вследствие чего реализации направления «Внедрение современных образовательных технологий» было уделено особое внимание. Актуальность данного направления также обусловлена большим количеством сельских школ в Алтайском крае (84%), где доступ к сетевым ресурсам - единственное средство существенно расширить образовательное пространство.

Объем средств федерального бюджета на реализацию данного направления проекта за 2006-2007 годы составил более 230 млн. рублей. Краевой бюджет в рамках софинансирования направления проекта выделил 27 млн. рублей. Это позволило Алтайскому краю первому из регионов Сибирского федерального округа завершить работы по подключению школ к сети Интернет.

С учетом географических особенностей системы образования Алтайского края особую важность представляет направление «Сельский школьный автобус», также реализуемое с целью обеспечения равного доступа всех школьников к современным образовательным ресурсам. За три года реализации проекта парк школьных автобусов пополнился на 286 машин, при этом каждый второй автобус приобретен за счёт краевого бюджета.

Приоритетное внимание уделяется в крае вопросам сохранения здоровья детей. В этой связи в рамках нацпроекта разработана целевая программа «Модернизация технологического оборудования школьных столовых в Алтайском крае» на 2008-2010 годы. Общий объем финансирования мероприятий данной программы из краевого бюджета составит 261 млн. рублей. Благодаря наличию этой программы край вошел в число победителей федерального конкурса и получит на её реализацию 100 млн. рублей из федерального бюджета за два года (2008-2009).

Программа предусматривает приобретение нового технологического оборудования для оснащения 573 школьных столовых, обеспечивающих питание детей и подростков. В 2008 году модернизируются школьные столовые 176 общеобразовательных учреждений края, в том числе 30 школ г. Барнаула.

За 3 года реализации ПНПО 183 общеобразовательных учреждения, две третьих из которых - сельские, получили грант в размере 1 млн. рублей на обеспечение инновационных программ развития.

612 учителей, половина из которых работают на селе, стали победителями конкурса лучших учителей и получили премию в размере 100 тыс. рублей. Ещё 100 педагогов края были удостоены премии Администрации края по 30 тыс. рублей. Специально для 10 сельских учителей-просветителей Губернатором края была учреждена премия имени С.П. Титова в размере 130 тысяч рублей.

Важное место при реализации национального проекта отводится поддержке талантливой молодежи: в 2006-2007 годах отмечены денежными премиями 162 молодых таланта, победивших во всероссийских и краевых конкурсных мероприятиях. И здесь Администрация края не осталась в стороне, учредив ежегодные именные стипендии Губернатора Алтайского края для трёхсот одарённых учащихся.

Результаты такой масштабной поддержки не замедлили сказаться на активности как самих школ, так и учителей и учащихся: количество участников конкурсов возросло более чем в 2 раза.

Выплата дополнительного вознаграждения за классное руководство и привлечение общественности к проведению конкурсных процедур позволили не только апробировать новые подходы к финансированию образования, но сделать эту важнейшую социальную сферу более прозрачной и открытой запросам потребителей и общества.

Сегодня можно говорить о том, что приоритетный национальный проект «Образование» стал пусковым механизмом масштабной модернизации образования в Алтайском крае, подготовив условия для реализации всех направлений комплексного проекта модернизации образования, право на получение федеральной поддержки которого край выиграл в конкурентной борьбе. Существенную роль здесь сыграли колоссальные объёмы обязательств по софинансированию проекта из краевого бюджета общим объёмом более 1,2 млрд. рублей.

Комплексный проект модернизации образования, реализуемый краем в рамках приоритетного национального проекта, настолько инновационный и прорывной, настолько многомерный и, без преувеличения, эпохальный для нашего образования, что требует согласованных действий многих ведомств и уровней власти.

Дошкольное образование. В 2008 г. в крае функционирует 860 дошкольных образовательных учреждений, с контингентом - 73 380 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, что на 3 493 детей больше, чем в прошедшем году.

Охват дошкольным образованием вырос благодаря определённым мерам, принимаемым в течение года по увеличению количества мест в дошкольных учреждениях:

-открыто 6 дошкольных образовательных учреждений;

-открыто дополнительно 78 групп в действующих дошкольных учреждениях (1520 детей), из них 38 групп в сельской и 40 групп в городской местности;

-размещены 18 ДОУ - как юридические лица - на площадях школ.

Вместе с тем, в крае имеется очерёдность для получения места в ДОУ. Основное количество неудовлетворённых родителей - в городской местности.

Образование детей старшего дошкольного возраста в крае определяется как одно из приоритетных направлений политики в области образования. В Алтайском крае более 51 тысячи детей предшкольного возраста.

Основной целью развития системы общего образования является обеспечение прав граждан на получение доступного качественного общего образования независимо от места жительства.

В 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях края и общеобразовательных краевых учреждениях обучалось 233 093 учащихся.

После окончания средней школы доля выпуска составила - 99,7%, что на уровне 2005 и 2006 годов. Уменьшилась доля учащихся 9 классов, получивших неудовлетворительные оценки: в 2006 и 2007 годах она составила 0,6% (в 2005 году - 0,8%).

Коэффициент выбытия учащихся по неуважительной причине в 2007 году (общей численности учащихся общеобразовательных школ) уменьшился до показателя 0,0005 (в 2005 – 0,001, в 2006 - 0,0008).

Уменьшилось число молодежи до 18 лет, не имеющей общего среднего образования, с 1,5% до 0,8% от общего числа молодежи от 6,5 до 18 лет, т.е. 2253 подростка (1027 человек не определились после окончания основной школы, 987 человек трудоустроились после окончания основной школы, 239 человек выбыли из школы, не закончив основную ступень общего образования - это 0,09% от общего числа молодежи от 6,5 до 18 лет).

В общеобразовательных учреждениях края продолжается осуществление начатого в 2005 году предпрофильного и профильного обучения учащихся. Удельный вес численности учащихся 9 классов, занятых предпрофильным обучением составляет 86%, профильным обучением - соответственно 82,5% учащихся 10 классов (14632 чел.) и 68,1 % учащихся 11 классов (12517 чел.). При этом учащиеся малокомплектных школ работают только по универсальному профилю (35,9% в 10-х классах и 33,2% учащихся в 11-х классах). Основной причиной такой ситуации является однокомплектность сельских школ (70% школ края являются малокомплектными). В таких условиях, когда в старших классах существует только по одному классу-комплекту, универсальный профиль является оптимальной формой обучения.

Профессиональная и допрофессиональная подготовка учащихся в общеобразовательных учреждениях края осуществляется в 40 районах и 6 городах по 24 специальностям.

Общее количество учащихся получающих профессиональную и до-профессиональную подготовку по всем профессиям составляет 8698 человек из них 5150 приходится на общеобразовательные школы.

С целью обеспечения более оперативного и эффективного взаимодействия органов управления образованием всех уровней, осуществлена реструктуризация сети образовательных учреждений в крае: созданы 8 муниципальных образовательных округов, из которых 6 - округа, в которые входят как сельские, так и городские муниципальные образования и 2 округа - на территории городов Барнаула и Бийска. В каждом округе созданы школьные округа на основе базовых школ. В ходе работы по информационному обеспечению деятельности окружных советов, создана База данных образовательных округов Алтайского края, реестр базовых школ края.

О том, какое значение придаёт Администрация края и лично Губернатор А. Б. Карлин образованию, можно судить по объёмам вкладываемых в развитие этой важнейшей социальной отрасли средств. Только на подготовку школ к новому учебному году из всех уровней бюджета в 2008 году выделено 1,3 миллиарда рублей, что почти в 4 раза больше, чем в предыдущем.

293 млн. 872 тыс. рублей ( для сравнения: в 2006 - 152 млн.руб.) выделено на строительство и реконструкцию объектов образования края.

1  сентября уже введены в эксплуатацию: школа на 198 учащихся с интернатом и детским садом в с. Мартынове Ельцовского района, школа на 96 учащихся в с. Туманове Солонешенского района, школа на 264 учащихся в с. Вылково Тюменцевского района. В 4 квартале текущего года также будет введена в строй школа на 168 учащихся в с. Паново Ребрихинского района.

Кроме того, в рамках региональной программы после капитального ремонта распахнули свои двери к новому учебному году школа на 90 учащихся в с. Георгиевка Локтевского района и школа в с. Смоленское Смоленского района.

Более 140 млн. рублей выделено в 2008 г. из краевого бюджета на капитальный ремонт кровли и устройство шатровых крыш 190 объектов образования.

В 2008-2009 учебном году в Алтайском крае во всех образовательных учреждениях обучается почти полмиллиона человек, из них в общем образовании - более 230 тысяч учеников. Все учреждения общего, дошкольного и дополнительного образования детей укомплектованы кадрами на 99,8%.

Обновлённая материальная база помогает активизировать инновационные процессы в образовании. Об этом, прежде всего, говорит тот факт, что постоянно растет число как самих конкурсов, так и число участников среди образовательных учреждений, педагогических работников и учащихся. Растут и ресурсы образования: в рамках нацпроекта «Образование» из всех уровней бюджета в образование края направлено в виде доплат, премий, учебного оборудования, автобусов, работ по подключению к сети Интернет и оплаты трафика более 850 млн. руб.

И это не замедлило сказаться на результатах обучения наших ребят: в прошедшем учебном году на федеральных окружных олимпиадах команда Алтайского края по сумме призовых мест была на 1-м месте среди школьников Сибири (14 дипломов I-II1 степени). На Всероссийских олимпиадах учащиеся края получили 18 наград, 3 ученика стали участниками Международных олимпиад. В других научно-социальных программах Всероссийского уровня приняли участие 46 школьников. Они завоевали 53 награды Министерства образования и науки: 2 медали и 50 Дипломов I-III степеней. Команда школьников Алтайского края стала лучшей в России по физике, а юные химик из 22-ой Гимназии Владимир Поддубный привёз в июне этого года золото с Международной олимпиады, проходившей в Будапеште.

Крайне важной для края является и проблема социального сиротства. В целях реализации современных подходов к её решению, принимаются меры по увеличению количества детей, переданных на воспитание в семьи граждан: по данным на начало 2008 года передано 2694 детей, что превышает показатели 2006 года на 22%.

Кроме того, активно стал развиваться институт приемных семей: с 2 семей (5 детей) в 2006 году до 91 семьи (135 детей) в 2007 году. Принятые меры позволили увеличить практически в 2 раза количество детей, переданных на воспитание в семьи граждан из детских домов.

Начальное профессиональное образование края сегодня - это развивающаяся система, обеспечивающая подготовку квалифицированных рабочих кадров для всех отраслей народного хозяйства края.

В крае насчитывается 72 государственных образовательных учреждения начального профессионального образования (НПО), в том числе 2 профессиональных училища (№№ 14, 42) и 2 профессиональных лицея (№№ 6, 22) находящихся в ведении Федерального агентства по образованию, 4 профессиональных училища (№№ 272, 273, 274, 275), находящихся в ведении Главного управления исполнения наказаний Минюста России. Краевых образовательных учреждений НПО-64.

К краевым учреждениям НПО относятся 9 профессиональных лицеев, 53 профессиональных училища и 2 учебно-производственных центра. 30 краевых образовательных учреждений НПО расположены в сельской местности.

Краевые учреждения НПО располагают обширной учебно-материальной базой, общежитиями и столовыми, в них обучается 22366 учащихся. В федеральных учреждениях обучается 2386 человек.

Из учащихся дневного обучения (21735 чел.) краевых учреждений НПО на базе 11 классов обучается 3213 человек, что составляет 14,7%, на базе 9 классов с получением среднего (полного) общего образования обучается 15748 человек, что составляет 72,4%, на базе 9 классов без получения среднего (полного) общего образования обучается 2774 человек, что составляет 12,7%. По вечерней форме обучается 606 человек, что составляет 2,7% к дневному обучению.

В краевых ОУ НПО по разным формам обучения на бюджетной и хоздоговорной основах ежегодно обучается около 24000 человек по 73 профессиям. На 01.09. 2008 года в краевых учреждениях насчитывается 22365 учащихся, в том числе 1762 относящихся к категории сирот и детей, находящихся под опекой.

В системе НПО идут активные модернизационные процессы. Финансирование этих мероприятий осуществляется за счет средств бюджета, внебюджетных поступлений, а также средств ряда управлений и социальных партнеров. Отмечается позитивная динамика роста средств, направляемых на ремонт ОУ НПО. В текущем году на ремонт зданий, котельных и других объектов жизнедеятельности израсходовано 20,3 миллионов рублей. Особое значение в 2008 году было уделено обеспечению безопасных условий организации образовательного процесса. 24 учреждения начального профессионального образования получили средства на установку пожарно-охранной сигнализации. В итоге к новому учебному году все ОУ НПО обеспечены пожарной сигнализацией, установленной в учебных корпусах и общежитиях. В бюджете 2009 года все приведенные суммы идут с увеличением.

В 2007 году начата разработка краевой целевой программы «Подготовка квалифицированных рабочих кадров для экономики края на 2008-2012 годы», реализация которой позволит создать необходимые условия и механизмы повышения эффективности профессионального образования в обеспечении экономики нашего края рабочими кадрами, модернизировать материально-техническую базу действующих учреждений начального профессионального образования, создать механизм повышения мобильности рабочей силы на рынке труда.

Кроме этого, с целью обеспечения развития системы начального профессионального образования в 2007 году управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи по согласованию с Главным управлением сельского хозяйства, управлениями Алтайского края по промышленности и энергетике, по строительству и архитектуре был объявлен и проведен конкурс среди образовательных учреждений НПО на присвоение статуса базовой площадки, ресурсного центра и базового учреждения по приоритетным направлениям. При отборе из 22 учебных заведений, подавших заявку, выдержали конкурс проекты 12 профессиональных училищ и профессиональных лицеев. Девяти учреждениям НПО присвоен статус базовых площадок по таким направлениям, как новые технологии выращивания льна-долгунца, инновационные образовательные программы по профессиям ресторанной индустрии, специальное (коррекционное) образование, энергетика, металлообработка, элитное семеноводство и др. Статус ресурсного центра присвоен трем учебным заведениям по следующим направлениям: строительство (ПУ № 16 г. Барнаул), металлообработка (ПУ № 8 г. Барнаул), сельское хозяйство (ПЛ № 60, с. Первомайское).

Отдельно надо сказать о ресурсном центре в ПУ-8 (г. Барнаул). Это училище в текущем году в сложнейшей борьбе выиграло федеральный конкурс инновационных образовательных программ среди учреждений НПО и СПО, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих и специалистов для высокотехнологичных производств. Победа позволила училищу привлечь на нужды материально-технического и программного обеспечения учебного процесса, повышение квалификации инженерно-педагогического состава, ремонт более 60 млн. рублей. Только из федерального бюджета оно получило 30 млн. и плюс к этому 10 млн. из краевого.

Сегодня рассматривается возможность перехода в статус ресурсного центра ряда базовых площадок, которые покажут результативность и качество своей работы. Каждое училище, имеющее базовую площадку, в дополнение к текущему финансированию получило в 2008 году почти по 800 тысяч рублей. На эти средства закупается необходимое оснащение и оборудование.

Благодаря тому, что учреждения активно работают по направлению развития социального партнерства, участвуют в национальных проектах, осваивают различные формы внебюджетной деятельности на развитие материально-технической базы ресурсных центров фактически в 2008 г. будет привлечено и освоено значительно большее количество средств. Так, КГОУ НПО «ПУ № 8», заключены договоры о сотрудничестве, в рамках которых предусмотрено создание двух учебно-производственных площадок для обучения инновационным технологиям металлообработки. Для этих целей социальными партнерами учреждению передано оборудование на общую сумму 21 млн. руб.

Меняется структура набора на обучение в профессиональные училища и лицеи: за два года увеличилась на 20% доля приоритетных профессий и соответственно уменьшился прием на обучение по профессиям, не востребованным на рынке труда. План приёма выполнен полностью.

Активизировалось сотрудничество системы НПО с управлениями и комитетами краевой Администрации, в результате в 2007 году по конкурсам, объявленным управлением по занятости населения Алтайского края, учреждения НПО сумели получить более 60 млн. рублей, на которые произведена закупка оборудования, техники, технологического оснащения, инструментов, информационно-коммуникационного оборудования и других материальных ресурсов.

В 2007 году организованы и проведены 6 конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся и мастеров производственного обучения по профессиям: сварщик, столяр строительный, станочник, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, парикмахер, повар-кондитер. В конкурсах приняли участие 292 учащихся и мастеров производственного обучения.

В 2007-2008 учебном году среднее (полное) общее образование в ОУ НПО получают 15748 учащихся, что составляет 70,4 % от общего контингента в 22366 человек.

В крае стало доброй традицией уже в пятый раз проводить олимпиады по общеобразовательным предметам среди обучающихся ОУ НПО. В декабре 2007 года 45 учебных заведений начального профессионального образования приняли участие в краевой олимпиаде по русскому языку и математике. 100 учащихся 1-4 курсов состязались в знаниях по этим предметам и, многие из них показали прочные знания, умения и навыки. Лидерами проявили себя учащиеся профессионального лицея № 12 г. Барнаул, профессионального лицея №6 р. п. Тальменка, профессионального лицея № 60 с. Первомайское, профессионального лицея № 67 с. Ключи.

Лучшим учащимся начального профессионального образования г.Барнаула Михееву Андрею (ПЛ № 45) и Мажара Анне (ПЛ №38) присуждены муниципальные стипендии.

По итогам обучения и за высокие результаты в освоении программ среднего полного общего образования и начального профессионального образования впервые в истории начального профессионального образования края выпускник профессионального лицея №12 г. Барнаула Басаргин Виталий Евгеньевич награждён золотой медалью «За особые успехи в учении» в 2008 году.

Образовательное пространство среднего профессионального образования Алтайского края представлено 47 учебными заведениями, из которых 8 негосударственных. В ссузах края обучается 40 тыс. студентов.

Из государственных ссузов - 22 учебных заведения краевого подчинения и финансирования, одно - муниципального, 16 - федерального.

В ссузах края ведется подготовка по 105 специальностям среднего профессионального образования.

Ежегодно открываются новые, востребованные на рынке труда, специальности и специализации. Так, за последнее время начата подготовка по специальностям:

-«Обогащение полезных ископаемых», «Пожарная безопасность» (Рубцовский машиностроительный техникум);

-Информационная безопасность (Алтайский государственный промышленно-экономический колледж в г. Барнауле);

-Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (Алтайский политехнический колледж в г. Бийске, Алтайский государственный промышленно-экономический колледж в г. Барнауле).

В Барнаульском строительном колледже начата подготовка по рабочим профессиям: Мастер сухого строительства, Мастер отделочных строительных работ, в Алтайском государственном колледже - Токарь, Автомеханик, Электрик.

В 2008 году в ссузы края принято 11 тыс. человек.

За последние 5 лет возросла доступность среднего профессионального образования для сельской молодежи края. Участие в эксперименте по введению единого государственного экзамена фактически выровняло условия поступления в ссузы, в результате за последние 5 лет на 15 % возросла доля студентов из числа выпускников сельских школ.

Одним из главных направлений в деятельности ссузов стало формирование системы управления качеством подготовки специалистов со средним профессиональным образованием.

В 2006 - 2008 гг. сертификат системы менеджмента качества получили 9 средних специальных учебных заведений края.

Расширяется практика создания экспериментальных площадок для апробации новых идей, инноваций по различным аспектам деятельности системы среднего профессионального образования.

Статус Федеральной экспериментальной площадки имеют 7 ссузов.

Получило развитие гибкое сочетание форм обучения с использованием новых технологий организации обучения. Расширилось применение дистанционных технологий. На базе Алтайского государственного промышленно-экономического колледжа, Барнаульского торгово-экономического колледжа созданы региональные центры дистанционного образования.

В средних специальных учебных заведениях края активно осуществляется информатизация образовательного процесса.

В образовательном процессе в ссузах края используется 3550 компьютеров, оборудовано 185 компьютерных классов, имеется выход в Интернет в 48 ссузах (100%), ведется работа по созданию электронных библиотек, медиацентров. Активно внедряются в обучение информационные технологии, две трети преподавателей проводят уроки, применяя ПК, внедряются сетевые технологии, разрабатываются специальные программы автоматизации учебного процесса, создаются электронные пособия.

На базе педагогических колледжей создаются центры информационно-технической поддержки реструктуризации системы образования в образовательных округах края.

Средними специальными учебными заведениями края ведется активная работа по формированию системы непрерывного образования.

Богатый опыт в данном направлении накоплен в педагогических учебных заведениях, где с 1988г. действует учебно-научно-педагогический комплекс, объединяющий потенциал Барнаульского государственного педагогического университета и педагогических колледжей края - Алтайский университетский школьно-педагогический округ (АУШПО). Система непрерывного педагогического образования реализуется посредством разработки и внедрения сопряженных основных образовательных программ среднего и высшего профессионального образования.

На базе Алтайского государственного технического университета им. И.И.Ползунова создан университетский округ, в который вошли ссузы технического профиля.

Алтайский аграрный научно-образовательный комплекс объединил вокруг Алтайского государственного аграрного университета ссузы сельскохозяйственного профиля.

Для выработки стратегии и практического осуществления непрерывной профессиональной подготовки специалистов социокультурной, художественно-творческой и информационной среды Алтайский государственный институт искусства и культуры заключил договоры с музыкальными училищами и Алтайским краевым колледжем культуры.

В 2004 году на базе Барнаульского торгово-экономического колледжа: создан учебно-научно-производственно-педагогический комплекс, в который вошли образовательные учреждения начального, среднего и высшего образования, готовящие специалистов для потребительского рынка.

В 2005-2006 учебном году на базе Алтайского государственного профессионально-педагогического колледжа создан и продолжает свое развитие сельский учебно-профессиональный комплекс, осуществляющий многоуровневую систему профессионального образования.

Организовано взаимодействие системы среднего профессионального образования края с широким кругом социальных партнеров - предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм.

Для организации взаимодействия субъектов социального партнерства в оценке качества подготовки специалистов представители потребителей кадров включаются в состав государственных аттестационных комиссий всех ссузов.

Значительных успехов в развитии социального партнерства достиг Алтайский государственный промышленно - экономический колледж. В 2006 году экспозиция колледжа «Формирование социального партнерства в системе среднего профессионального образования» была представлена на Всероссийском форуме «Образовательная среда - 2006», по итогам работы которого колледж удостоен Гран-при.

Высокое качество профессионального образования студенты ссузов демонстрируют на олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.

В 2007 году на Всероссийской олимпиаде студентов по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники» в г. Уфа, лауреатами и дипломантами стали студенты Алтайского техникума информатики и вычислительной техники, г. Славгород, по специальности «Правоведение» в г. Смоленске – студенты Барнаульского торгово-экономического колледжа и Барнаульского государственного педагогического колледжа, по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» - студенты Алтайского государственного промышленно-экономического колледжа, г. Барнаул).

Главной задачей высшей школы края в 2008 году была подготовка высококвалифицированных кадров в условиях модернизации высшего профессионального образования.

В настоящее время в системе ВПО действует 8 государственных, 4 негосударственных вуза и 24 филиала вузов.

В вузах и их филиалах обучается 95 966 студентов, 1 565 аспирантов и 93 докторанта. На условиях полного возмещения затрат на обучение (по договорам) обучается 48 317 человек - 50%. В расчете на 10 000 населения в крае 381 студент всех форм и условий обучения (в 2006 г. - 362, в 2005 г. -353).

Из общего числа студентов: 264 являются инвалидами; 645 сиротами; 465 иностранных студентов, в том числе 400 - из СНГ и стран Балтии.

Учебный процесс в высших учебных заведениях обеспечивают 4 929 преподавателей, в том числе 2 605 кандидатов и 521 доктор наук. Доля преподавателей вузов, имеющих ученые степени и звания составляет 63,4 %. Самый высокий процент остепененности в АГМУ, БЮИ и АГУ (соответственно: 74,3%, 70,3% и 68,5%).

В вузах края работает более 200 заслуженных и почетных работников высшей школы, лауреатов Государственных премий, членов и членов-корреспондентов государственных и общественных академий наук.

Государственное задание на подготовку кадров (контрольные цифры приема) всеми вузами выполнено. Прием в государственные вузы в 2007 году на бюджетную форму обучения составил 5839 человек (в 2006 г. - 6269). В 2008 г. принято 5670 человек, т.е. на 150 человек меньше соответствующего периода 2007 года.

Активизировалась вузовская наука, связи вузов с научными организациями. Наметилась тенденция интеграции академической и вузовской науки.

Объем выполненных научно-исследовательских работ в вузах края в 2007 году составил 191924,4 тыс. рублей (в 2005 - 122790,8 тыс. руб., т.е. увеличился в 1,5 раза). Наибольший объем выполненных НИР в АГМУ, АГТУ и АГУ (соответственно, 61000, 54414 и 25712 тыс. рублей). Основная тематика исследований связана с проблемами социально-экономического развития края.

Количество полученных научных грантов увеличилось в сравнении с прошлым годом в 1,3 раза.

Интеграцию вузовской, академической и отраслевой науки активно обеспечивает Алтайский научно-образовательный комплекс (АНОК).

Продолжают укрепляться связи высших учебных заведений с производством. Доля выпускников вузов, трудоустраивающихся в течение первого года после окончания учебы (2007 г.), составляет в целом - 88 %.

Выпуск специалистов из высших учебных заведений (очные отделения) за 10 лет вырос в 2,1 раза, в том числе, в области экономики и управления почти в 6 раз (Россия - 4,6 раза), по гуманитарно-социальным специальностям - в 3,3 раза.

И всё же главным и по значимости, и по объёмам финансирования, и по характеру изменений на 2008-2009 годы в сфере образования является комплексный проект модернизации образования в Алтайском крае (КПМО). Он настолько инновационный и прорывной, настолько многомерный и, без преувеличения, эпохальный для нашего образования, что требует согласованных действий многих ведомств и уровней власти. Это определяется именно его комплексностью: без одновременного и согласованного продвижения по всем направлениям проекта, его просто невозможно реализовать в целом. Только комплексно, взвешенно и слаженно можно реализовать данный проект с максимальной пользой для системы образования края, ведь решение главной задачи этого проекта - обеспечение равного доступа всех граждан к качественному образованию, отвечающему современным требованиям и есть важнейшая стратегическая цель развития всей системы образования края.

Для достижения данной цели в 2008-2009 учебном году региональной системой образования будут решаться следующие задачи:

1.  Увеличение доли школьников, обучающихся в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к проведению образовательного процесса с 45% в 2007 г. до 49% в 2008 г. через укрепление материально-технической базы учреждений образования.

2.  Переход на новую систему оплаты труда при нормативном подушевом финансировании всех общеобразовательных учреждений края, способствующую повышению заинтересованности учителя в результатах своего труда, а, следовательно, и в новом качестве образования.

3.  Построение региональной системы оценки качества образования, предоставляющей всем заинтересованным сторонам объективную открытую информацию об уровне подготовки выпускников и, в целом, о качестве образования в регионе.

4.  Расширение общественного участия в управлении образованием через повышение эффективности деятельности Советов (Управляющих советов) школ, Попечительских и Родительских советов как на школьном, так и муниципальном уровне.

5.  Обновление системы повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников в связи с новыми подходами к оценке качества образования и оплате труда педагогов.

6.  Повышение эффективности работы органов опеки и попечительства по профилактике социального сиротства.

7.  Обеспечение 100%-ного охвата детей обязательным общим образованием через развитие различных форм предоставления образования.

8. Увеличение охвата детей дошкольным образованием путём введения новых ДОУ и расширения предшкольного образования.

9. Модернизация начального профессионального образования в соответствии с запросами потребителей и заказчиков регионального рынка труда.

Все права защищены. При использовании материалов сервера - ссылка обязательна!
Информационный сервер www.regionuru.ru. Учредитель – ЗАО ИДК «Энтрон».
Cоставление, банк информации – Издательский дом корпорации «Энтрон».
E-mail: entron@ab.ru