RegionalCOM
Пути развития края
Зона отдыха - Алтай
Развитие Барнаула
Концептуальные основы генерального плана города Новосибирска на период до 2030 г.

1. Современный подход к разработке и обоснованию новой концепции

В основу разработки концепции генерального плана г. Новосибирска на период до 2030 г. был заложен анализ результатов генеральных планов 1968 и 1988 гг., генеральной схемы развития города 1995 г., схемы развития всех видов городского пассажирского транспорта, программы развития метрополитена и других видов городского пассажирского транспорта до 2015 г. Анализ показал, что начиная с 50-х годов XX века в градостроительной документации наблюдается преемственность планировочных идей:

1. Правобережье и Левобережье города соединены р. Обь, что позволяло в прибрежной зоне развивать системы спортивных сооружений, бульваров, набережных и др. структур.

2 Основу транспортного каркаса города обусловило строительство 6 автомобильных мостов, связывающих в единое целое планировочные зоны.

3. В генеральных планах 1968-1995 гг. разрабатывалась идея создания развитой полицентрической многоядерной «двубережной» систем общегородского центра с главными планировочными осями:

а) в правобережье – Красный проспект, ул. Кирова;
б) в левобережье – ось пр. К. Маркса, ул. Ватутина, ул. Титова.

4. В сфере жилищного строительства были определены площадки под крупные жилые массивы: Береговой, Прибрежный, Ключ-Камышенский, Восточный, Северо-Чемской, Южно-Чемской, Затулинский, Ереснинский и др., что позволило создать территориальные резервы для последующих этапов освоения.

5. Намечалось формирование нескольких научно-производственных зон: Академгородок, Краснообск, Кольцово.

6. Идея создания ландшафтно-рекреационных зон предусматривала активное использование прибрежных территорий р. Оби и малых рек с выходом на Севере в Заельцовский и Кудряшовский боры, на юге – к Обскому водохранилищу.

Программы заложенные в генеральных планах (всего их было 9 проектов, начиная с 1928 г.) были выполнены не полностью. Многие предложения остались нереализованными, так не решились вопросы транспортной системы города, создания общественного центра и культурно-бытового обслуживания, а также жилищного строительства.

С 1975-2005 гг. начался процесс развития Новосибирской агломерации, т. е. на развитие города как центра большое влияние стали оказывать процессы, происходящие на территориях окружающих его (пригородная зона, городское и сельское поселения).

Мониторинг агломерационных процессов за 1995-2005 гг. показал, что наиболее динамично развивается южный, Черепановский сектор, находящийся на линии урбанизированного коридора Новосибирск – Барнаул – Бийск. В этом секторе наблюдается не только наибольшая численность населения и его плотность, но и динамичный его рост. Что касается таких поселений как Мошково, Тогучин, Колывань, Коченево – развитие их затормозилось, как по численности, так и по развитию производств.

В результате маятниковой миграции (трудовые и культурно-бытовые связи), которая активизировалась в последнее десятилетие, города: Обь, Бердск, пос. Краснообск – практически срослись с Новосибирском.

В соответствии с новой концепцией «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, разработанной Минрегионразвития РФ в 2005 г. миссия и стратегические цели развития регионов связываются с реализацией ряда принципов. Одним из них является принцип поляризованного (сфокусированного) развития, суть которого в следующем. На смену политике выравнивания уровня развития регионов предлагается государственная политика фокусировки финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в «опорных регионах» с последующим распространением инновационной активности в другие регионы. В Западной Сибири это города: Новосибирск, Барнаул, Омск, Томск, Кемерово, Новокузнецк.

Принцип дифференцированности государственной политики регионального развития применительно к Новосибирску заключается в том, что в системе государственного развития страны в Новосибирске уже имеются стартовые возможности для приобретения иного типологического статуса – «мирового города». В связи с этим на первый план выходят такие новые факторы развития г. Новосибирска, как:

- готовность города разместить современные и рыночно-привлекательные виды бизнеса;

- разнообразие рынка труда, выгодность географического положения с точки зрения перспективности межгосударственных транспортных  потоков;

- соразмерность стоимости и качества жизни в городе;

- наличие современных инфраструктур организации жизни и размещения капиталов.

В свою очередь эти перечисленные факторы могут повлиять на изменение профиля городской экономики. На современном этапе для города остается актуальной ориентация на производство инновационной наукоемкой продукции, что определяется всей предшествующей историей его становления как индустриального города. Ведущими отраслями промышленности города являются: электроэнергетика, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, цветная металлургия. Вместе с тем конкурентоспособность Новосибирска во многом зависит от того сможет ли его промышленность модернизироваться.

Концепция генерального плана на период до 2030 г. – документ принципиально нового типа, разработан ЗАО «Запсибниипроект», главным управлением архитектуры и градостроительства мэрии г. Новосибирска с участием ОАО «Горпроект», ОАО «СибЗНИИЭП», ОАО «Сибгипрокоммунводоканал», ФГУП ПО «Инжгеодезия», НИИТАГ (г. Москва) и др. организаций.

В отличие от технико-экономических обоснований директивных генеральных планов предшествующих периодов ее обосновывающие положения носят прогнозно-аналитический характер и являются результатами текущей оценки существующей и прогнозируемой градостроительной ситуации. Новшества этой концепции в том, что впервые в истории территориального планирования г. Новосибирска главной стратегической задачей выступает комплексная реконструкция всех подсистем города. Также, впервые при обосновании концепции в качестве градоформирующей базы принимаются внутренние источники саморазвития города: муниципальные программы, частные инвестиционные проекты, рациональное использование инфраструктур дорог и городской земли.

2. Основные принципы и приоритеты градостроительной политики

В Концепции сформированы следующие основные принципы градостроительной политики, связанные с архитектурно-планировочной организацией городской территории:

· развитие трехчастной двубережной системы общественных центров города за счет укрепления исторически сложившихся локальных центров и формирования общественно-транспортных узлов в правобережной, левобережной частях города и в Академгородке;

· сохранение исторического своеобразия среды ядра общегородского центра (Красный проспект с прилегающими территориями) и усиление здесь культурных, общественных и представительских функций для укрепления столичного статуса Новосибирска;

· обеспечение связанности общественно значимых участков города между собой и хорошей доступности общегородского центра за счет преобразования улично-дорожной сети, строительства мостов, реорганизации транспортных потоков, развития системы скоростного транспорта;

· наращивание объемов нового жилищного строительства, реорганизации существующей жилой застройки и инфраструктуры в ходе преобразования транспортного каркаса города;

· создание полноценной, функционально наполненной городской среды в «спальных» жилых районах периферийного города.

Основные приоритеты градостроительной политики заключаются в следующем:

- пропорциональное развитие транспортной инфраструктуры города на всех этапах ее формирования;
- комплексность застройки;

- качество и разнообразие типов жилья для разных групп населения, что равноценно прежней задаче увеличения средней обеспеченности жильем населения;

- ликвидация аварийного и ветхого жилищного фонда, комплексное благоустройство, капитальный ремонт, реконструкция и модернизация кварталов и микрорайонов с домами первых массовых серий;

- сохранение природного комплекса рекреационно-парковых зон;

- озеленение территорий общего пользования (набережных, бульваров, скверов) с обеспечением их доступности для горожан;

- комплексное благоустройство территории (городской дизайн, средства визуальной информации и реклама, ландшафтная архитектура, декоративное освещение, цветовое решение городских пространств).

3. Обоснование расчетного срока генерального плана, демографического прогноза, расчет численности населения

Сложившаяся система градостроительного прогнозирования (первая очередь – 10 лет, расчетный срок 20-25 лет; градостроительный прогноз 40-45 лет) актуальна, что позволяет в новых условиях проводить действенный мониторинг градостроительных процессов. Поэтому в Концепции первая очередь – 2015 г., расчетный срок – 2030 г. и градостроительный прогноз – до 2050 г.

Сложившаяся демографическая ситуация в стране не позволяет установить перспективную численность населения на базе простых демографических расчетов. В Концепции расчет численности населения проведен по методу переноса среднегодового прироста (убыли) в динамике отдельных периодов. По этой методике проведен анализ материалов проведенных переписей населения с 1959 по 2002 г. и дополнительно – за период с 2000 по 2005 г.

4. Расчет численности населения

Расчет численности населения выполнен по трем вариантам. Наиболее реалистичным является вариант, который предусматривает хотя и незначительное, но реально возможное улучшение социально-экономического положения населения и не вступает в противоречие с возможностью более значительного роста численности населения на далекую перспективу.

Численность населения по этому варианту составит:

на 2015 г. – 1430 тыс. чел.;
на 2030 г. – 1500 тыс. чел.;
на 2050 г. – 1600 тыс. чел.

Принятая в Концепции прогнозная численность населения города в целом соответствует прогнозу демографической ситуации, представленному в Стратегическом плане устойчивого развития Новосибирска, несущественно отличаясь от ожидаемых показателей (по Стратегическому плану численность постоянного населения в 2015 г. составит 1395–1410 тыс. чел., в 2020 г. – 1400-1480 тыс. чел.).

 

Все права защищены. При использовании материалов сервера - ссылка обязательна!
Информационный сервер www.regionuru.ru. Учредитель – ЗАО ИДК «Энтрон».
Cоставление, банк информации – Издательский дом корпорации «Энтрон».
E-mail: entron@ab.ru