RegionalCOM
Пути развития края
Зона отдыха - Алтай
Развитие Барнаула
Уголь - наше богатство и надежда

Е. Б. Росстальной
начальник департамента ТЭК Администрации Кемеровской области

 

Кузбасс – один из самых уникальных регионов не только Западной Сибири, но и всей нашей страны. Сама природа распорядилась так, что именно в наших недрах сосредоточены богатейшие запасы российского угля. На долю Кузбасса сейчас приходится уже 55,8% процента всего объема добываемого в РФ угля и 83,3% его наиболее ценных коксующихся марок. Более 80% общегосударственного экспорта угля – тоже заслуга кузбассовцев.  Во многом благодаря именно их усилиям Россия вошла в мире на пятое место по экспорту этого вида «черного золота», а по энергетическим маркам – на третье место.

Особая уникальность Кузбасского угольного бассейна состоит в том, что его богатство сосредоточено на сравнительно малых площадях. Длина Кузнецкой котловины составляет 335 км, ширена – 110км.  На северо- востоке котловина ограничена  хребтом Кузнецкого Алатау, на юго-западе – Салаирским кряжем и на юге – массивами Горной Шории.

Общие ресурсы каменных углей бассейна составляют 524,5 млрд. тонн, в том числе коксующихся марок 283, 4 млрд. тонн. В Кузбассе, единственном среди бассейнов страны, залегают угли всех 17 марок, предусмотренных по ГОСТ 25543-88. Угли отличаются высоким качеством.

По структурно-техническим особенностям в бассейне выделены 25 геолого-экономических районов, из которых в настоящее время освоены 15, отличающиеся большим разнообразием горно-геологических условий. Средняя мощность угольных пластов бассейна – около 4 метров, а в местах  раздувов - до 40 метров.

За все годы промышленного освоения бассейна добыто 6,7 млрд. тонн угля. Значит, добычи его хватит на много столетий самой интенсивной эксплуатации месторождений.

В 2005 году в Кузбассе было добыто 167, 2 млн. тонн угля. Это рекордная цифра за всю, более чем 100-летнюю историю промышленной добычи «черного золота» в Кузнецком бассейне. Такой уровень угледобычи Правительством  РФ для угольщиков региона был запланирован только к 2010 году.

Добиться успеха ведущей отрасли региона помогло то, что она (первой в России) перешла на рельсы структурной перестройки – стала частной, а значит, мобильной, рентабельной. Успех тем более грандиозен, если учесть, что еще в 90-е годы Кузбасс сотрясал небывалый экономический кризис. В регионе были сформированы, пожалуй, все тогдашнее российские проблемы. К 1997 году в Кемеровской области был полный развал промышленного производства. Тогда, в общей сложности, под «ноти» мало продуманного первого этапа реструктуризации отрасли ушли 44 угольных предприятия. Более 150 тысяч работников и смежников отрасли лишились работы. На карте Кузбасса появились депрессивные шахтерские города и поселки.

Новая управленческая команда Администрации Кемеровской области во главе с А.Г. Тулеевым предприняла ряд срочных неординарных мер. В первую очередь навели порядок с посредническими фирмами, которые спекулировали на угле, завышая цены на 40-50%. Число посредников было сокращено с 1700 до 60. На ряде угольных предприятий пришлось срочно заменить недобросовестных владельцев.

За последние 7 лет, с 1999 года, в отрасль вложено 88,7 млрд. рублей, из которых на новое строительство было выделено 32,5 млрд. рублей.

В Кузбассе был найден собственный эффективный механизм для урегулирования экономических и социальных взаимоотношений в трудовых коллективах. Речь идет о социально-экономическом сотрудничестве угольных компаний. В основу этих соглашений заложены: повышение качества жизни шахтеров, обеспечение им достойной заработной платы и безопасность труда.

В результате всех принятых мер угольный Кузбасс вновь стал возрождаться. С 1999 года в строй действующих введено: 31 новое угледобывающее предприятие с общей проектной мощностью в 44 млн. тонн угля в год; 6 обогатительных фабрик и 1 обогатительная установка. За это же  время в отрасли создано более 18 тыс. новых рабочих мест. Производительность труда угольщиков выросла в 1,6 раза и достигла 152 тонн угля на одного работающего в месяц. Заработная плата шахтеров в 2005 году (в среднем) составила 15 тыс. рублей. В 2,8 раза снизился  общий травматизм, в  2 раза – смертельный.

Угольная промышленность Кузбасса является сегодня одним  из наиболее устойчиво работающих комплексов России. Но останавливаться на достигнутом угольщики не намерены. Их задача – достичь такой эффективной работы, которая полностью будет соответствовать мировому уровню.

Цель – сложная, но подступы к её достижению есть. Развитие отрасли идет не только за счет модернизации старых шахт, разрезов и даже не потому, что в Кузбассе строятся воистину современные, мирового уровня  предприятия с новейшей техникой и оборудованием. Задача решается и по многим другим направлениям, на первый взгляд почти не связанным с непосредственной добычей  и переработкой угля. Огромные средства, к примеру, отрасль направляет на развитие потенциала российских морских портов (Находка, Восточный, Высоцк, Усть-Луга, Выборг, Санкт-Петербург, Ванино). Лишь на сооружение второй очереди угольного терминала порта Усть-Луга шахтеры Кузбасса вложили с 2002 года 2,7 млрд. рублей. За это время здесь на экспорт перевалено свыше 900 тысяч тонн угля. Президент России В.В. Путин присутствовал на открытии второй очереди этого терминала и назвал его «серьезным проектом европейского масштаба». Это, безусловно, соответствует истине, поскольку уже в этом году обновленный порт позволит кузбассовцам отправить на экспорт 3 млн. тонн дополнительного угля. Дальнейшее инвестирование Кузбассом портовых угольных комплексов позволит увеличить их ныне существующие мощности к 2010 году на 30 млн. тонн угля в год, практически в 2 раза (в 2005 году мощности по перевалке угля составили 39 млн. тонн).

Не менее сложные проблемы удалось решить угольщикам региона и в деле развития магистрального и промышленного железнодорожного транспорта. Всего за 3 года (с 2003 по 2005 г.) на эту программу угольщиками  вложено 3,9 млрд. рублей. Еще 6,8 млрд. добавили сами железнодорожники и плюс 0,5 млрд. – промышленники. В результате Кузбасское отделение Западно-Сибирской железной дороги увеличило объем перевозок на 30 млн. тонн, в том числе по углю – на 28 млн. тонн в год. И это тоже не предел возможностей. В ноябре 2005 года Кемеровская область совместно с руководством ОАО «Российские железные дороги» утвердили новую программу на 2006-2008 годы, согласно которой железнодорожники, угольщики и частные промышленники сообща вкладывают 17,7 млрд. рублей. Деньги очень большие и, значит, для кузбасских грузов, в особенности для угля, всегда будет на магистралях «Зеленая улица».

Логика жизни подсказывает, что не за горами то время, когда уголь займет  достойное место в системе российского топливно-энергетического комплекса. Угольный Кузбасс к такому повороту событий давно готов и работает над тем, чтобы это произошло быстрее.

Все права защищены. При использовании материалов сервера - ссылка обязательна!
Информационный сервер www.regionuru.ru. Учредитель – ЗАО ИДК «Энтрон».
Cоставление, банк информации – Издательский дом корпорации «Энтрон».
E-mail: entron@ab.ru